мугенкай

 

preim2 raspis2 pamyatka2

 

 

Айкидо и агрессия

Этот раздел хочу начать с рассмотрения понятия «агрессия» профессиональными психологами:

«Разговор об агрессии обычно трудный. В нашем сознании почему-то прочно утвердилась идея: агрессия — это плохо. А, собственно говоря, почему? Ведь если вдуматься, то агрессия — это всего-навсего энергия, направленная на окружающий мир. Мне что-то в этом мире не нравится; я считаю, что вполне в силах это изменить, - вот и направляю на это свою собственную агрессию. Кстати, в животном мире все происходит точно так же. Один волк вторгся на территорию другого. Тот, чья территория нарушена, пускает в ход агрессию, чтобы отстоять свои интересы.

Получается, что агрессия — совершенно необходимый инструмент, позволяющий нам изменять в себе и окружающем мире то, что мы в принципе в силах изменить. Откуда же взялась идея, что агрессия — это так ужасно? Причин тому может быть много, и их рассмотрение вполне достойно не просто отдельной книги, а многотомного исследования. Давайте просто снова обратимся к сравнениям из жизни животных. Лошадь — животное, которое может быть крайне полезным для человека. Она — и средство передвижения, и тягловая сила, и забавный аттракцион для ребятишек, да и просто необыкновенно красивое и преданное существо. Но каких же бед она может натворить, когда ею овладевает безумный страх! Если лошадь «понесет», она и без разбору своротит все, что окажется на ее пути, и всадника насмерть расшибет, и многое другое может с перепугу сделать... Вот и с агрессией примерно также — она может быть очень полезным, практически незаменимым инструментом в одних ситуациях и страшной разрушительной силой — в других. Проще всего сказать, что агрессия — это и есть наша сила. А сила не бывает ни плохой, ни хорошей — все зависит от того, как мы ее используем.

Что же можно считать, условно говоря, «хорошей», «правильной», полезной агрессией, а что — «плохой», «неправильной», разрушительной? В каких случаях лошадь «хороша»? Когда она управляема, едет туда, куда нужно, и с той скоростью, которая нужна всаднику. То же самое — и с агрессией. Когда она управляема, целенаправленна и точно дозирована - «плохой» она стать не может по определению, даже если окружающим она не слишком-то нравится. В самом деле разве может им понравиться, если вы считаете, что правы, и доказываете им свою правоту? Разве им может понравиться, если вы получаете то, на что они сами претендовали? Да и вообще во многих случаях «агрессия» - это скорее оценка окружающими того, что им не нравится, нежели реальное описание ситуации. Если некое государство нападает на другое с целью вернуть себе территории, ранее принадлежавшие ему, - агрессия ли это? С точки зрения государства, подвергшегося нападению, - конечно, да. С точки зрения государства, стремящегося вернуть себе свое же, - конечно, нет.

Вот и попробуйте с этой точки зрения ответить себе на вопрос: так ли уж плоха агрессия, как принято считать? И стоит ли мешать ребенку освоить умение ее проявлять? Особенно если вспомнить, что освоить — это как раз и означает научиться ею грамотно, целенаправленно, управляемо и эффективно пользоваться.

И еще представьте себе, как выглядит жизнь человека, напрочь этого умения лишенного. Правильно. Он свои интересы отстаивать в принципе не способен, делать может только то, чего хочет от него окружающий мир, - и иметь соответственно может только то, что он позволяет ему иметь. Хотите такой судьбы для своего ребенка?

А если не хотите, то придется признать, что попытки ребенка в возрасте 1-2 лет проявить свое недовольство — укусить, ударить, оттолкнуть и пр. - являются совершенно необходимым условием его нормального развития.

Другое дело, что формы проявления агрессии могут быть разными. И очень важно понимать, что это отнюдь не всегда злость, раздражение, неприязнь или неуважение к окружающим. Самые жесткие формы проявления агрессии плохи не потому, что они не одобряются окружающими, а потому, что они порождают в этих окружающих стремление бешено сопротивляться. Если я хочу чего-то добиться, мне важно учитывать последствия собственных действий — а значит, и агрессию имеет смысл проявлять не как угодно, а с учетом реакции окружающих.»1

Очень часто в СМИ мы слышим и читаем, что в айкидо нет агрессии. Причем само понятие «агрессия» при этом имеет явно негативную окраску. Полагаю, это есть следствие манипулирования некоторых людей нашим сознанием. Давайте на секунду представим, что в тренировках айкидо в самом деле отсутствует агрессия. На начальном уровне практика айкидо представляет собой парное ката с участием тори и уке. Уке выполняет определенные атакующие действия, которые систематизируются в 3 раздела: захватные, рубящие и тычковые атаки. В Википедии атака и агрессия определяется одинаково — нападение. Иными словами, говорить, что в работе уке нет АГРЕССИИ равносильно тому, что в работе уке нет АТАКИ. А теперь вспомните, насколько часто Вам Ваш сенсей делает замечания по ходу тренировки, что у Вас НЕТ АТАКИ? Более того, присутствие хорошей атаки уке необходимо для выполнения техник тори. Так что, Вы до сих пор верите, что в тренировках айкидо нет агрессии?! Конечно же есть! Эта необходимая агрессия уке, характерная для любого боевого искусства. Если нападение уке будет плавным, неторопливым и изящным — вот Вам и танцы в кимоно вместо айкидо. А случись тори, привыкшему к такому «нападению», испытать реалистичную агрессию уке, все наработанные «танцевальные» техники тут же разваливаются, не выдерживая проверки.

Совсем другое дело — агрессия в работе тори. В данном контексте агрессия тори — это ответное нападение тори на уке. Причем традиционное понимание — контрнападение, противонаправленное первоначальному вектору нападения, разрушающее нападение уке. В таком понимании агрессия тори должна отсутствовать, т. к. (см. раздел «что такое айкидо?») основной принцип айкидо, заключенный в названии — принцип сложения, слияния с агрессией оппонента вместо принципа противопоставления, разрушения атаки.

Означает ли это, что с годами практики айкидо правильно становиться менее агрессивным? А разве с годами практики Вы начинаете выполнять 99% работы тори и всего 1% работы уке? Конечно же нет. Правильно построенный тренировочный процесс заключает в себе баланс времени в роли уке и в роли тори без перекосов в ту или иную сторону. Если Вы станете в целом менее агрессивным, Вы (как уке) не сможете дать Вашему оппоненту реальную атаку, так необходимую ему для отработки результативных техник.

А если Вы еще раз обратитесь к разделу «Составляющие боевого искусства», Вы отметите, что тренировка адаптации своей психики к агрессивной ситуации нападения — это наиважнейшая часть тренировочного процесса любого БИ. При ее игнорировании БИ вырождается в фитнесс в кимоно, в танцы, техники не будут работать в реальных ситуациях. А как же адаптировать к этому свою психику, если на тренировке не моделируются агрессивные ситуации?

Вы до сих пор считаете, что агрессия в тренировочном процессе БИ имеет негативную окраску?

1 Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с. - (Энциклопедия про жизнь).

АНОНСЫ

1

В ближайшее время состоится то -то 

Подробнее...

НОВОСТИ

1

03-04.07.2014г.

Подробнее...

 

1

30.05-01.06.2014г.

Подробнее...

 

 Команда Мугенкай  Фотогалерея  Видеогалерея
ES6tTedDaX8 kolag kino
  ПОЧЕМУ МУГЕНКАЙ?

 

Приходя в Клуб Мугенкай, Вы попадаете в энергичную, располагающую к тренировкам атмосферу.

   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ


aiki 9556 web

"Свобода от стереотипов" - девиз, заложенный в основу додзё МУГЕНКАЙ. Мы прикладываем силы, чтобы быть позитивной частью Вашего дня, а каждый приход в клуб был результативным и интересным. Мы ежедневно работаем, повышая качество методики преподавания и расширяя кругозор и видение комплексного боевого искусства. Наше видение айкидо выходит далеко за рамки базовых форм, результативность которых умерла с уходом времен самураев с катаной в доспехах. Мы обращаемся к истокам айкидо — элементам техник айки-дзюцу, дзю-дзюцу, делая акцент на работу против свободной ударной техники рук и ног, включаем техники грэпплинга. Сегодня многое из этого арсенала можно увидеть в подготовке и соревнованиях нынешних бойцов ММА (Mixed Martial Arts, Смешанные Боевые Искусства). Отдельные занятия мы посвящаем техникам против свободной атаки ножом, палкой, не забывая и экзаменационные ката с бокеном (деревянный меч) и дзё (палка).