мугенкай

 

preim2 raspis2 pamyatka2

 

 

История айкидо

Чтобы более полно разобраться в том, что такое айкидо, а главное — что абсолютно не характерно для айкидо и в принципе не должно так называться, необходимо обратиться к истории.

Корни Айкидо

Айкидо является трансформацией древних будзюцу самураев, а точнее — комплексного боевого искусства айки-дзюдзюцу. Комплексного — потому что изначально включало в себя «тодзюцу (кэндзюцу), кюба (искусство стрельбы из лука верхом на лошади), содзюцу (искусство владения копьем) и кадзюцу (огнестрельное искусство)»1. Затем — во времена развития мастером Такэда Минамото Сокаку (1860-1943 г.г.) — состояло из «атэми вадза (техника ударов), нагэ вадза (бросковые приемы), тораэ вадза (техника захватов), осаэ вадза (приемы удержания), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара), бо-дзюцу (работа с деревянным шестом), кусари-дзюцу (работа с цепью), кэн-дзюцу (работа с мечом), нагината-дзюцу (работа с алебардой), а также кактю-кумиути (работа в доспехах без оружия)»2.

В те времена для классического будо была характерна концепция смертельного поединка, принцип «иккэн хиссацу» — «одним ударом — наповал», убить одним ударом. Кацуюки Кондо (1945 г.р.), обладатель «печати мастера» по дайто-рю айки-дзюдзюцу, в интервью также говорит: «В древности от техники зависела твоя жизнь. Поэтому, если показывать всю свою технику, всегда была вероятность, что кто-то придумает контрприем, из-за того, что ты «раскрыл карты». Поэтому никто не занимался популяризацией и лишними объяснениями»3

Самураям была почти не нужна техника безоружного рукопашного боя. Воины древней Японии ни на секунду не расставались с холодным оружием. «Душой самурая» называли меч. Но в 1876 г. император Мэйдзи запретил ношение мечей и огнестрельного оружия на улицах. Это привело к стремительному закату искусства изготовления японских мечей и модернизации традиционных будзюцу.

Из бесед с Кацуюки Кондо можно сделать вывод о модернизации традиционных будзюцу еще во времена Сокаку Такеда — т.е. приведении в соответствие с изменившимися реалиями внешней среды: «Примерно с 1900 года Сокаку-сенсей обучал офицеров полиции, армии, судей и других влиятельных людей почти в каждом городке, где он останавливался. До этого его искусство принадлежало исключительно клану Айдзу и никогда не демонстрировалось посторонним. Тогда обучение армейских и полицейских офицеров считалось признаком высокого социального статуса, потому что армия и полиция считались наследниками касты самураев»4.

Основатель Айкидо — Морихеи Уэсиба

Не возьмусь в пределах данного сайта создавать новый взгляд на биографию О-сенсея, т. к. для этого нужно не только отличное знание нюансов японского языка, но и доступ к оригиналам различных документов. Поэтому обращусь к уже готовым трудам, которые, полагаю, родились согласно такому подходу. Эти труды на самых разных ресурсах Интернет условно можно поделить на три группы:

1. Неполные, концентрирующиеся только на отдельных аспектах жизни Уэсибы.

2. Создающие имидж полубога. Чаще всего это — айкидо-ресурсы.

3. Рисующие реалистичного представителя боевых искусств, некорректно поступившего со своим учителем — Сокаку Такеда. Чаще всего это айки-дзюцу-ресурсы.

По понятным причинам ресурсы первой группы не рассматриваем. В качестве ресурса второй группы я хочу предложить Вашему вниманию широко известный сайт Вадима Прохорени «Айкидо и путь самурая» http://www.aikidoka.ru/aikido_master/649-aikido_master.html

Третьей группы — малоизвестный сайт Александра Столярова «Школа боевого искусства «Айкибудзюцу Сасори-кан» http://www.aikibujutsu.ru/news/biogr_mu.html. Я не скажу, что данный сайт чем-то дискредитирует личность Основателя. Он комментирует практически те же факты биографии, только с другой точки зрения, и любопытно связывает их с определенными историческими событиями.

Ни один ресурс не обходит вниманием влияние религиозной секты Омото-Кё на Уэсибу и дело его жизни. Эта тема окружена множеством мифов, развенчивает которые статья на широко известном сайте Александра Смирнова «Бугейся.ру - Виртуальное додзё» http://bugeisha.ru/aiki/omoto.shtm. Пожалуй, эту интересную статью я бы даже рекомендовал прочесть перед тем, как знакомиться с любым вариантом биографии О-сенсея.

В качестве резюмирующего мнения особый интерес представляет интервью Стенли Пранина, опубликованное на официальном сайте «Гакумон додзе» Михаила Сафронова http://www.aikido-russia.ru/articles/StenliPranin.html.

И, наконец, мое собственное мнение. Эпоха корю безвозвратно миновала. Становилось все меньше людей, готовых посвятить себя обучению в формате «дзюцу» внутри одной из «рю». Даже такой ортодоксально следовавший традициям корю мастер, как Сокаку Такеда, был вынужден под влиянием внешних перемен в государстве пересмотреть свои взгляды, сделав Дайто-рю Айки-дзюцу более открытой школой. По биографии О-сенсея — являлся ли он «недоучкой», «срубившим» верхушки многих БИ, и не преуспевшим ни в одном из них, как зачастую представляется на сайтах айки-дзюцу? В этом плане уместно обратиться к разделу «Составляющие боевого искусства» данного сайта. В любом варианте биографии О-сенсея отражено, что общей физической подготовке он уделял значительное внимание практически на всех этапах своей жизни, за исключением последних лет — из-за тяжелой болезни. Психологическая подготовка была также на высоте: уличные стычки с многочисленными в те времена бандитами, участие в военных действиях — также часто упоминаются во всех вариантах биографии. Вспомните свои школьные годы: кто был лучшим уличным бойцом? Спортсмены — боксеры, каратисты, борцы или завсегдатаи тренажерных залов? Пожалуй, нет. Лучшие бойцы — обычные уличные дерзкие хулиганы, не имеющие никакого технико-физического потенциала, лишь психологическая подготовка и постоянная практика конфликтов. И остается последний аспект — насколько хорошо О-сенсей владел техническим арсеналом, к примеру, Дайто-рю айки-дзюцу? Господа, не столь важен технический аспект, если Ваша цель — прикладная эффективность, вновь хочу апеллировать к разделу «Составляющие боевого искусства», не зря так много места данному разделу отведено :-). А вот с точки зрения именно прикладной эффективности в те времена в Японии О-сенсею практически не было равных. И проверки реальной эффективности новоявленного мастера были обычным делом. Вспомните описание визита молодого мастера дзюдо Нисимуры, визита генерала Миуры (сайт Вадима Прохорени), или генерала Макото Мицура (сайт Александра Столярова). Что касается становления школы Уэсиба в общем - после того как самые невысокие и легкие ученики Уэсиба начали побеждать борцов сумо и мастеров дзюдо, последние устремились к Уэсибе, чтобы побольше узнать о его стиле будо. Все это и многие другие упоминания в сети интернет позволяют утверждать, что айкидо О-сенсея проложило себе путь к успеху практической (прикладной) эффективностью. Иного способа обрести популярность и массы поклонников не существовало. В интервью Стенли Пранину Годзо Сиода, один из первых учеников О-сенсея, вспоминает демонстрацию Морихеи Уэсиба в Сайнейкан додзё в императорском дворце в 1941 году: «Когда Такесита-сенсей был старшим Управляющим Императорского двора, ему было приказано Императором организовать для него демонстрацию Айкидо, поэтому он отправился в Уэсиба-додзё. Уэсиба-сенсей ответил: "Я не могу показывать ложные техники Императору. Предполагается, что в Айкидо противника убивают одним ударом. Это неправильно, если атакующий брошен, свободно поднимается и атакует снова. С другой стороны, я не могу убивать своих учеников". Таким образом, он отказался от приглашения, но когда Такесита-сенсей передал это Императору, тот ответил: "Не имеет значения, что это ложь. Покажите мне ложь!". Тсутоми Юкава и я выполняли укеми».5 Довольно однозначное определение сути боевого искусства, не правда ли? Откуда же в наше время повсюду суть айкидо трактуется иначе? Поражение Японии во II-ой Мировой войне перевернуло все с ног на голову. Гонения и запрет на практику и преподавание любых БИ упоминались в обоих биографиях О-сенсея (сайт В. Прохорени и сайт А. Столярова). «То, что Уэсиба-сенсей был консультантом организации Бутокукай в Киото, которая была конкурентом организации Кодокан дзюдо, было нехорошо. Когда пришёл МакАртур (оккупационные силы), он распустил организацию. Уесиба-сенсей обвинялся, как военный преступник и ему приписывались преступления класса G. Его организация (Кобукай) была расформирована, а его деятельность прекращена. Также Уэсиба-додзё на время закрылось и Уэсиба-сенсей поселился в Ивама. Поскольку он не мог больше практиковать будо, он создал «Айкиэн» (земледелие Айки) и занялся земледелием в Ивама. Он едва сводил концы с концами».5

Вскоре после окончания войны прежние боевые искусства вновь стали практиковаться и преподаваться. Это стало возможным лишь потому, что была изменена их первоначальная суть под требования оккупационных сил. Прежде эффективные БИ предстают перед нами либо бесконтактными ката-искусствами, либо максимально выхолощенными спортивными дисциплинами. Та же участь постигла и айкидо — в «новом» виде возродившемся в 1948-1950 г.г. Нужны ли такие слабые имитации тех БИ, что существовали прежде? А Вы сами как поступили бы на месте основателей, у которых дело всей жизни в одночасье разрушено? Забросили бы все начинания или же хватались за любую «соломинку» - практиковать в том формате, в котором дозволяют? Безусловно , я предпочел бы последнее, в надежде на то, что в определенный момент наступят лучшие времена, вот тогда возможно будет вернуться к прежним полноценным боевым искусствам. Ведь и в России (СССР) были времена, когда за практику и преподавание БИ существовала уголовная ответственность. Точно также практикующие переходили на иной формат занятий, как-то пытались замаскировать БИ под те виды, что были разрешены.

Многие инструкторы айкидо современности в России склонны рассуждать на темы того, что такое айкидо, каким его видел О-сенсей, что в него закладывал. На чем основываются их суждения? Быть может, они были современниками основателя, в смысле, им удалось посетить его тренировки при жизни? Это не так, даже многие сиханы Хомбу додзё (инструкторы квалификации от 6 дана) рассказывают (проводя семинары в России), что им уже не довелось бывать на тренировках Морихеи Уэсиба, либо это были единичные случаи в самом начале их знакомства с айкидо. Тогда может быть эти «знатоки» айкидо имеют доступ к печатным первоисточникам на японском языке, просиживают штаны в токийских хранилищах библиотек? То-то и оно, что чаще всего мнение таких «специалистов» об айкидо Морихеи Уэсиба основывается на знакомстве с книгами «Искусство мира», «Дух айкидо» и подобными, являющимися переводом с японского на английский, затем — на русский с соответствующим специфическим результатом. О некоторых некорректностях перевода упоминается на форуме сайта Александра Смирнова (http://bugeisha.ru). А еще мнение российских инструкторов об айкидо формируется их наставниками — российскими и зарубежными. Так какое же айкидо в действительности мы получили от Основателя в наследство? Годзо Сиода комментировал это так: «Я знаю, что техники Уэсиба-сенсея были превосходны, но то, что он делал в один день, полностью отличалось от того, что он делал в предыдущий день. Поскольку Уэсиба-сенсей делал всё, что ни приходило ему на ум, тренировавшиеся смотрели на то, что он делал, не понимая этого. Не было ничего подобного тому, что мы делаем в качестве основ сейчас. Он делал всё, чтобы ни приходило ему на ум.

Но, если вы попытаетесь обучать таким образом начинающих, никто не научится. Поэтому я подумал, что я должен систематизировать эти техники, когда я начал преподавать в Компании Сталь Ниппон Кокан. Я стал анализировать техники и развил обучающую систему, объединив то, что я изучил до этого. Затем я также организовал применение техник. Я проверил старые техники, которые я изучал»5. Из этого интервью можно сделать вывод, что Морихеи Уэсиба преподавал боевое искусство в формате «дзюцу» (см. раздел «Что такое айкидо»). А нынешняя система — система формата «до» - это собственные интерпретации разных последователей О-сенсея.

«Рассуждения о том, когда же техника Морихея Уесибы была совершенной - до или после войны - все не ослабевают. И даже если когда-нибудь и придут к какому-либо решению, все равно оно будет субъективным. Тем не менее многие, какого бы мнения они не придерживались, несомненно согласятся со словами Годзо Сиоды, высказанные им в одном из интервью для "Айки Ньюс" несколько лет назад: "Сегодняшнее айкидо какое-то безразмерное. Оно опустошено изнутри. Люди пытаются достичь высших результатов, даже не пытаясь возместить свой долг. Поэтому Айкидо сегодняшнего дня больше напоминает танцы. Нужно сначала прочно, всем телом, овладеть основами, и только затем продвигаться дальше, к более высокому уровню... А сейчас люди просто имитируют, копируют, даже не пытаясь осознать, что же является истинным...»6

Этот образный перевод доносит до нас мысль Годзо Сиоды о том, что из практики в современном айкидо ушла большая внутренняя физическая работа, «наполненность» техник, как ее сейчас называют в России.

Любопытно комментирует процесс обучения айкидо О-сенсеем один из его наиболее известных последователей — Коичи Тохеи. Аналогично Годзо Сиода он говорит о специфике тренировок Морихеи Уэсиба: «Сенсей глубоко чувствовал основополагающий принцип будо, но никогда в действительности не описывал его в конкретных терминах. Когда мы тренировались, он нередко подходил и говорил: «добавь силы в это». И в то же время, когда он сам демонстрировал техники, он был совершенно расслаблен. Иными словами, то, что он говорил, абсолютно не соответствовало тому, что он делал...

Однажды я познакомился с Темпу Накамурой-Сенсеем, от которого впервые услышал слова: "Голова (разум) двигает тело". Как только я услышал эту фразу, то тут же подумал: "Ну, конечно! Так оно и есть! Как все просто!" Я начал более внимательно приглядываться, и действительно обнаружил, что Сенсей Уесиба заставляет тела своих оппонентов двигаться как он хочет за счет того, что управляет их разумом (кокоро). Он делал это в состоянии полной расслабленности. Насколько было бы проще, если бы он просто учил нас этому принципу, но он никогда не делал этого.

После размышления, я осознал, что для того, чтобы твой разум (голова) управлял твоим телом, и для того, чтобы управлять разумом соперника, нужно прежде всего научиться контролировать свой разум. Иными словами, я обнаружил, что объединение разума и тела лежит в самой основе айкидо...

В огромной мере из-за некоторой скрытности в Айкидо сегодняшнего дня имеется возможность выдать неэффективные техники за что-то стоящее. Такое айкидо может повлечь только критику и насмешки. Люди пользуются тем, что в айкидо нет соревнований, что здесь не с чем сравнивать, и позволяют себе тренировать фальшивому айкидо. Но в результате они всего лишь ведут самих себя самодовольству, самонадеянности и высокомерию. Со смертью Сенсея Уесибы, истинные принципы «ки» и единства разума и тела исчезли из айкидо.»7

Пожалуй, последняя цитата наиболее верно отражает ситуацию с современным айкидо. Айкидо О-сенсея заслужило славу и мировое признание благодаря двум аспектам:

1. Практическая эффективность, регулярно проверяемая различными представителями боевых искусств Японии, бросавшими вызов школе Уэсиба.

2. Так называемое «бесконтактное айкидо», которое Коичи Тохеи объясняет как управление разумом (волей) оппонента.

Оба аспекта, давшие сумасшедшую популярность айкидо, сейчас, в современном айкидо, утрачены. Никто из сенсеев этому не в состоянии обучить потому, что у самого Морихеи Уэсиба не было ШКОЛЫ (как системы передачи знаний) именно этих аспектов. А что есть айкидо без них?


1 Донн Ф. Дрэгер. Современные будзюцу и будо. Изд-во «ФАИР-Пресс», 2001 г. (Глава 8. Айкидо).
2 Федерация современного Айки-дзюцу (http://www.aiki-jutsu.ru/his.shtml)
3 Из документального фильма «Самураи XXI века», ТК «РЕН ТВ», при содействии Фонда «Безопасность и здоровье» и «Фонда развития и содействия боевым искусствам»
4 BlackBelt. Журнал о единоборствах и самообороне. Интервью с Кацуюки Кондо (http://www.v8mag.ru/section311/subsection274/article2476.php)
5 Из интервью с Годзо Сиода. Стенли Пранин, журнал «Айки Ньюс» №93, перевод Олега Овчаренко. (http://www.riai.ru/int/shioda03.html)
6 из японского журнала "Вушу". Перевод: А. Скорикова. http://www.riai.ru/int/shioda04.html
7 Интервью с Коичи Тохеем (часть 2): Что является истинным айкидо? Стэнли Пранин. Айки Ньюс #109 Перевод: А. Скорикова. http://www.riai.ru/int/tohei02.html

АНОНСЫ

1

В ближайшее время состоится то -то 

Подробнее...

НОВОСТИ

1

03-04.07.2014г.

Подробнее...

 

1

30.05-01.06.2014г.

Подробнее...

 

 Команда Мугенкай  Фотогалерея  Видеогалерея
ES6tTedDaX8 kolag kino
  ПОЧЕМУ МУГЕНКАЙ?

 

Приходя в Клуб Мугенкай, Вы попадаете в энергичную, располагающую к тренировкам атмосферу.

   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ


aiki 9556 web

"Свобода от стереотипов" - девиз, заложенный в основу додзё МУГЕНКАЙ. Мы прикладываем силы, чтобы быть позитивной частью Вашего дня, а каждый приход в клуб был результативным и интересным. Мы ежедневно работаем, повышая качество методики преподавания и расширяя кругозор и видение комплексного боевого искусства. Наше видение айкидо выходит далеко за рамки базовых форм, результативность которых умерла с уходом времен самураев с катаной в доспехах. Мы обращаемся к истокам айкидо — элементам техник айки-дзюцу, дзю-дзюцу, делая акцент на работу против свободной ударной техники рук и ног, включаем техники грэпплинга. Сегодня многое из этого арсенала можно увидеть в подготовке и соревнованиях нынешних бойцов ММА (Mixed Martial Arts, Смешанные Боевые Искусства). Отдельные занятия мы посвящаем техникам против свободной атаки ножом, палкой, не забывая и экзаменационные ката с бокеном (деревянный меч) и дзё (палка).