мугенкай

 

preim2 raspis2 pamyatka2

 

 

В самых разных видах боевых искусств можно наблюдать единые составляющие.

ДЗЮДО

КОБУДЗЮЦУ

КАРАТЕ КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

К моему огромному сожалению, в методиках огромного количества инструкторов айкидо не соблюдается принцип трех составляющих. Чаще всего такие инструкторы строят план тренировки по схеме:

1. разминка (растяжка, увеличение подвижности суставов, связок)

2. координационные упражнения (аши-сабаки, укеми-вадза, шомен-учи и екомен-учи в виде махов руками)

3. упражнения на изучение экзаменационных техник.

Такой план тренировок направлен исключительно на реализацию ги-ику и никак не может считаться полноценной практикой боевого искусства. Он идеально ложится на методику обучения латино-американским танцам для обывателей: разминка — отдельные па — техники самба, румба, ча-ча-ча... Вот и получается в результате такое «айкидо», которое в среде поклонников боевых искусств называют «танцами» или «фитнессом в кимоно».

Каково все же резюме? Что в самом деле является боевым искусством в общем значении данного понятия? Спортивные тхеквондо, неконтактные виды карате, дзюдо — это все не боевые искусства, если там речь идет об очень узком перечне разрешенных действий, никак не способных отразить картину реального боя? Или быть может ката-искусства типа иайдо, дзедо, карате сето-рю не являются боевыми?

Резюме таково: боевым является то искусство, методика подготовки бойца в котором включает все три аспекта подготовки: физическая, техническая, психологическая. Если некоторые аспекты отсутствуют — искусство псевдобоевое. И последнее: если мы рассматриваем раздел базовых техник (кихон-вадза) в таких БИ как ушу, дзюдо, карате Кекусинкай, айкидо — он абсолютно неприменим в реальных ситуациях и предназначен лишь для спортивных состязаний или сдачи экзаменов. Совсем другое дело, что в каждом из этих БИ есть раздел прикладных техник, причем нередко он как небо от земли отличается от кихон-вадза. И здесь вопрос лишь в том, как в конкретном додзе конкретный сенсей владеет этим разделом и как относится к возможности его преподавания (нужно ли это ученикам, остается ли время помимо основной подготовки к соревнованиям или экзаменам). Зачастую данный раздел если и преподается, то в «межсезонье», «на каникулах». В то же время многие сенсеи говорят, что кихон-вадза — это фундаментальные основы данного БИ. Если практикой кихон-вадза систематически пренебрегать, то постепенно исчезнут признаки принадлежности к виду БИ, образуется некий микс-файт. Конечно, прикладная эффективность заметно улучшится, но на соревнованиях и экзаменах внутри данного вида представители такого додзе будут выглядеть невыигрышно. Вот такой дуализм. Собственно, уклон в сторону микс-файта является одной из причин образования новых, собственных стилей, что особенно характерно для современной России.

ДЗЮДО

«Занятия Кодокан Дзюдо ради развития физически крепкого тела (рэнтай-хо) либо ради развития борцовских навыков (сёбу-хо) Кано определяет как кёги дзюдо, т.е. дзюдо в "узком смысле", поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место коги дзюдо, иначе дзюдо в "широком смысле", где сюсин-хо, иначе "моральное воспитание", т.е. привитие нравственных норм, ведет к самосовершенствованию. Рэнтай-хо, сёбу-хо и сюсин-хо образуют три элемента, которые составляют "принцип трех культур"; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой физического воспитания»1.

КОБУДЗЮЦУ

Юрий Язовских (Иссин Будо Ренсей Додзё) в своей статье «Сан-ику», определяет те же три составляющих, но гораздо более подробно и детально описывает третий аспект:

«Сан-ику – триединый принцип совершенствования человека, лежащий в основе методики обучения в боевых искусствах. Он включает три основных элемента (аспекта, направления, принципа) совершенствования: тай-ику – совершенствование телаги-ику – совершенствование техникитоку-ику – совершенствование духа.

Любой человек, который со всей серьёзностью подходит к изучению боевых искусств, неизбежно сталкивается с необходимостью глубокого осмысления и понимания сущности принципа сан-ику и его составляющих. Если попытаться выразить эту сущность одним-двумя «научными» словами, то это комплексный подход в процессе обучения будо. Но сказать так – значит, ничего не сказать.

Многие люди могут считать, что такой комплексный подход к обучению применим не только в боевых искусствах, но и в спорте или других направлениях физического воспитания. Кроме того, найдутся сторонники точки зрения, что все элементы сан-ику могут жить самостоятельной жизнью независимо друг от друга и представлять собой вполне конкретные пути развития личности. Попробуем в этом разобраться.

Действительно, вряд ли кто-то усомнится в важности, скажем, развития и укрепления тела (тай-ику) с целью достижения хорошего физического здоровья, позволяющего выдерживать человеку значительные физические нагрузки, независимо от его возраста. Многие люди, даже не знакомые с боевыми искусствами и не занимающиеся спортом профессионально, вполне мудро поступают, поддерживая свою физическую форму на достаточно высоком уровне и сохраняя физическую активность до глубокой старости. Занятия физкультурой, физическим трудом или каким-либо видом спорта на любительском уровне вполне достаточны, чтобы гармонично развить свое тело, сформировать красивую фигуру и навсегда избавиться от многих болезней. При этом техника выполнения общих физических упражнений не столь важна. От человека практически не требуется больших усилий или значительных затрат времени и средств. Достаточно всего 20-30 минут в день регулярных занятий физкультурой для укрепления здоровья и поддержания организма в тонусе. Причем, ваши занятия могут проводиться и в домашних условиях, без необходимости посещения дорогих фитнесс-клубов или спортивных залов.

С другой стороны, профессиональный спорт, занятия бодибилдингом или любым из видов боевых искусств требуют от человека развития большой физической силы и высокой выносливости, чтобы выдерживать длительные изнурительные нагрузки без вредных последствий для организма.

Актуальность другого элемента – совершенствования техники (ги-ику) – возникает, если кто-либо серьезно решил посвятить себя занятиям каким-либо видом спорта или боевых искусств. В спорте и боевых искусствах достижение мастерства и профессионализма при выполнении технических приемов не вызывает сомнения. Рост уровня мастерства человека напрямую зависит от полного и качественного освоения всего арсенала технических приемов, их непрерывной отработки и доведения их выполнения до полного автоматизма и безупречности. Совершенное владение техническими приемами может позволить спортсмену достичь желанной победы на соревнованиях, профессиональному работнику милиции задержать опасного преступника, а тренированному бойцу – выжить на поле боя и решить поставленную боевую задачу. Однако следует отметить, что здесь впервые возникает различие между спортивным и боевым направлениями изучения технических приемов. Перечень разрешенных техник в спортивных дисциплинах весьма ограничен. Ограничение – вот удел спортсмена. Он всегда вынужден находиться в жестких рамках установленных правил и методики подготовки, построенной на ограниченной технической базе, что не позволяет ему, исходя из ситуации, достаточно свободно и гибко противостоять сопернику. Спортсмен на ринге, татами или борцовском ковре (а, следовательно, и в реальной ситуации) не может воспользоваться тем или иным приемом в силу того, что прием либо ему незнаком, либо запрещен правилами. Цель спортсмена – используя в рамках своей весовой категории весьма ограниченный набор техник, добиться победы над соперником за весьма ограниченный лимит времени, завоевать медаль и стать первым.

По-другому дело обстоит у тех, кто практикует будзюцу. Они изучают весь возможный арсенал технических приемов данного вида (или видов) боевого искусства и, как правило, не ограничиваются этим. Вся методика подготовки в боевых искусствах построена на полноценном освоении технической базы с последующим наращиванием техник среднего и высшего уровней с дальнейшим их развитием. Такой процесс обучения не знает границ. В этом сущность ги-ику. По мере продвижения по пути достижения мастерства, будока постепенно становится обладателем практически неограниченного арсенала техник, что позволяет ему развить в себе способность реагировать свободно, гибко, спонтанно и, что самое главное – адекватно существующей угрозе. В этом случае, человек совершенно не ограничен ни правилами, ни техническими приемами, ни временем. Его цель – выжить в данной ситуации всеми возможными средствами.

Здесь со всей остротой может возникнуть закономерный морально-этический (юридическую сторону даже не рассматриваю) вопрос «А как человек в опасной обстановке может контролировать действия атакующего и свои действия, и, как он может определить степень адекватности примененной защиты или, скажем, ее необходимость?» (о правомерности договорились не говорить). Другими словами, мы неизбежно подходим к осознанию необходимости и важности духовного воспитания личности в боевых искусствах. Причем именно в боевых искусствах, а не в спорте, в силу объективно более высокой ответственности практикующих будзюцу за приобретаемые знания и мастерство. Сразу оговорю, что нисколько не умаляю необходимость и важность воспитания здоровых морально-нравственных качеств у спортсменов, выработки этических норм в спорте. Однако считаю, что в понимании этого вопроса существует различие, которое нельзя не отметить.

Совершенствование духа (току-ику) подразумевает развитие у человека особых качеств, относящихся не к физической, а к духовной сфере. Это понятие весьма расплывчато, при всей его сложности и объемности. Я вкладываю в это понятие более широкий смысл, нежели просто воспитание морально-психологических инравственных качеств и ответственности за свое техническое мастерство. В моем понимании совершенствование духа представляет собой всеобъемлющий процесс формирования, с одной стороны, воина, обладающего высочайшей психологической устойчивостью для действий в экстремальной обстановке, с другой стороны – процесс формирования высокодуховной личности человека, учение, дающее возможность познать природу нашего собственного сознания, раскрыть нашу изначальную природу. В боевых искусствах такой процесс занимает чрезвычайно длительный период, чаще всего – всю вашу жизнь. На Востоке этот процесс называют «До» - путь. Если вы решили серьёзно практиковать боевые искусства, если вы хотите выбрать свой Путь, то ваша жизнь неизбежно будет наполняться содержанием, в каждом ее моменте вы столкнетесь с присутствием осмысленности. Это огромное пространство для совершенствования вашего характера, вашей воли, вашей сущности. Каждый день мы сталкиваемся с множеством проблем, различных желаний, нам приходится решать бесконечные конфликты, будь то школа, работа, семья, друзья или недруги. Обстоятельства постоянно пытаются вывести нас из равновесия, потерять внутренний контроль. Каждый день нам приходится принимать какие-либо решения, искать способы восстановления гармонии. И постоянно нам приходится преодолевать себя в чем-либо, убеждать, а зачастую, заставлять себя что-либо сделать. И если вам удастся преодолеть себя даже в чем-то малом, например, заставить себя пойти на тренировку, когда вам не очень хочется, или поиграть с ребенком, хотя вы очень устали, то вы уже изменились как личность. Это постоянная тренировка (не только на татами). Здесь нет мелочей. Если вы приучите себя к дисциплине и постоянному самоконтролю, то вам неизбежно будет сопутствовать успех не только в боевых искусствах, но и в других сферах вашей жизни.

Принцип сан-ику пропитывает все стороны жизни будоки. Все три составляющие, в свою очередь, не существуют одна без другой. Нельзя совершенствовать технику без достаточно развитого тела. Нельзя задумываться о духовной пище, когда тело больное (помните выражение «в здоровом теле – здоровый дух»!). С другой стороны, без мастерства техники любой физически развитый человек – лишь груда мышц, неповоротливый добрый здоровяк. Что касается принципа току-ику , то, по моему мнению, его можно поставить на первое место по важности и сложности среди остальных двух. Ведь если исключить эту составляющую, то боевое искусство теряет свои корни, превращается в спорт, где главенствуют грубая неконтролируемая сила, дух соревновательности и подавления соперника.

Глубокое понимание и применение принципа сан-ику необходимы для практикующего будзюцу, кто выбрал свой Путь. Практиковать боевое искусство – значит, вести интенсивный, полнокровный образ жизни, как если бы следующий момент был последним»2

КАРАТЕ КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ

Практически тоже самое раскрывает в своей методике Андрей Кочергин, создатель карате Кои но такинобори рю. Только еще более подробно — физическую подготовку он делит на общую и специальную, техническую — на технику борьбы, защиты и ударную технику:

«Специальная физическая подготовкаприкладная борьбаприкладная ударная техниказащитапсихотактическая подготовка – вот основные дисциплины, преподаваемые на наших занятиях, перечисленные по порядку.

Я поясню, почему преподаются именно эти предметы именно в такой последовательности.

Общая и специальная физическая подготовка – это базовые звенья обучения во всей специальной подготовке, практически в любой системе. Без них ни о какой борьбе и речи быть не может, поэтому она и поставлена следующим номером нашей программы.

Что такое борьба? Это тактико-технический арсенал действий, призванный управлять балансом противника и «вязать» его агрессивные проявления. Для борьбы характерны длительные по времени напряжения (Инь-энергетика), характерные для защитных действий, то есть борьба по сути своей – это очень активная защита. Более того, благодаря своей энергозатратности, достаточно равномерной и длительной, она значительно поднимает физическую выносливость и психическую устойчивость.

Ударная техника формируется из надежных, простых по исполнению ударов, обладающих единственным общим свойством – внезапностью, достигаемой за счет скорости или техники выполнения. Люди падают не от самых сильных ударов, а от тех, которые они не заметили. Ударная часть атаки ведется, как правило, со средней дистанции, готовя «почву» для перехода в силовую борьбу.

Чтобы иметь представление о защите, следует прежде всего уметь бить. Меня умиляют школы, занятые разработкой методик противодействия ножу без отработки действий непосредственно с ножом. Сперва научись бить, а уж потом, возможно, поймешь, как защищаться!

Психотактическая подготовка проходит через все разделы и имеет по сути единственную цель: добиться от слушателей понимания отсутствия выбора в ситуации «сдаться или не сдаться». Самый страшный человек, которого вы знаете, – это вы сами. Именно вы мучаете себя вредными привычками, обижаете близких и совершаете необдуманные поступки, после которых некая «группа товарищей» запросто может искалечить ваше тело. На всех наших занятиях вы прежде всего учитесь уничтожать собственное сопливое «Я». Когда оно умрет, вас будет трудно напугать или заставить сдаться. Просто то, что вам придется пережить на тренировках, по силе и продолжительности ощущений навряд ли произойдет в реальной жизни»3

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Тот же принцип триединства отражен в статье «Ступени освоения боевого искусства» Александра Гоплякова, где вдобавок выявляются уровни освоения искусства и их взаимосвязь:

«Классическая схема освоения боевым искусством, представленная большинством стилей, на мой взгляд, не полностью освещает качество овладения какой-либо системой в смысле гармонизации и уравновешивания между собой технического и психического аспектов. Данная тема как раз и освещает взаимодействие этих аспектов.

Итак, освоенность какой-либо определенной системы может выражаться следующей схемой, состоящей из четырех уровней:

s3 s3 s1 s2
1 2 3 4

Расшифруем эту схему:

1 уровень - элементарные технические действия - удары, броски, рычаги, болевые замки, заломы, удушения. Важную роль играет устойчивая, функциональная и закрытая позиция. На данном уровне главное - это физико-технический аспект практики. Психотренинг, накопление ментальной мощи, "ци" и тому подобные понятия на данном уровне еще не воспринимаются как необходимые в практике.

2 уровень - техническая работа в сериях и комбинациях - осмысленное сочетание элементов 1 уровня, комбинирование их в свете наибольшей эффективности (это главное!), простоты (это необходимо для наиболее быстрой наработки автоматизма), и рациональности. Без правильного освоения 1 уровня неизбежно будут появляться перекосы и недоработки в технике.

3 уровень - боковая ветвь, которая может быть слепо замкнутой, а может быть и промежуточной. Зачастую на этот уровень выходят при недостаточном внимании к ментальному тренингу. Характерный пример - присутствие сильного стрессового фактора или погружение в стрессовую среду (например, первое выступление на соревнованиях является для бойца, пусть даже с наработанной техникой, столь сильным стрессом, что поединок при рассмотрении со стороны не выдерживает никакой критики: нет ни правильной, устойчивой и подвижной позиции, ни четких, акцентированных ударов, не видно отшлифованных связок, боец не закрыт как надо и так далее) . При правильном подходе 3 уровень постепенно заменяется уровнем 4.

4 уровень - в основном это тренировка ментальной мощи, которая при правильной и качественной проработке уровня 2 дает постепенное преобразование бойца в воина, т. е. человека, который перешел с "тропы войны" на качественно новую ступень - практика боевых искусств как трактовка пути на всю жизнь.

Большой интерес представляет разумное сочетание 2 и 4 уровней. Часто встречаются перекосы в данном вопросе. С одной стороны, это чисто спортивный подход - для него характерно пренебрежение работой на 4 уровне т.е. всеми этими "заморскими штучками" или "японскими заморочками", как угодно. С другой же стороны всегда присутствует другая полярность - чрезмерное увлечение именно ментальным тренингом без учета важности технической оснащенности. И хорошо еще, если это ограничивается "внутренними " стилями типа тайцзицюань, багуачжан, синъи - цюань или люхэбафа (кстати, ознакомление с этими системами является обязательным на определенном этапе развития, ибо есть в этих стилях очень мощная этико - психолого - философская база, без которой вообще невозможен переход боец - воин). А ведь существуют стили, в основе которых лежит совершенно оторванная от жизни специализация на ментальном тренинге, и только на нем. Таковой системой, к примеру, является небезызвестное Арахат - каратэ, в котором главное - это "накопить запасы чистой космической сансы", под управлением гуру Ван Авера "держать мощный арахатный столб" и достигать состояния "железной рубашки". А элементарного понятия, что же есть суть "железная рубашка", как раз нет. Вот и выходит, что люди, которые имеют огромный потенциал, но направляющие его на развитие только духовной и энергетической сферы, неизбежно (за очень редкими исключениями) терпят поражение от тех же тхэквондистов, каратистов стилей типа Киокушинкай, да и просто боксеров либо борцов-вольников, дзюдоистов, самбистов. Напрашивается закономерный вывод - что эффективнее? Придти в зал, избить грушу, макивару, спарринг-партнера и после этого чувствовать себя Брюсом Ли? А как же насчет медитации, причем в таком же объеме? Ответ большинства известен: "Зря потерянное время".

В поддержку своей теории (как обычно, противоположной вышеописанным) можно привести множество исторических примеров, с помощью которых доказывается необходимость сбалансированного использования как физического (в который я включаю физические, технические, тактические составляющие), так и ментального (всесторонняя проработка сознания, психология, философия, этика) аспектов. Наиболее ярким примером, конечно, являются известные мастера каратэ, кюдо, кендо, иайдо, всевозможных стилей ушу. Взять хотя бы человека - легенду - Масутацу Ояма. Он тренировался (чисто физически) около 8 часов в день, будучи в отшельничестве. Но ведь и медитировал он столько же, а плюс к этому выполнение ката в медленном темпе, которое есть суть динамическая медитация, а разбивание камней, что само по себе тоже мощная медитативная практика? Следовательно, нет ничего экстраординарного в том, что даже в возрасте 65 лет, спаррингуя, сэнсэй Ояма без особенного напряжения отправлял на татами практически любого из адептов своего стиля, кто имел почетное право на поединок с "Божественной Рукой".

И не один я уверен,что основа такого высочайшего мастерства лежит именно в правильном тренинге. Без такого подхода четвертый уровень закрыт до тех пор, пока не произойдет основательная ломка стереотипов. Большинство представителей спортивных единоборств или условно-боевых стилей чаще всего застревают в развитии на втором уровне.

Некоторые, выпав в третий уровень и, не сумев справиться с собой, навсегда (или на весьма продолжительный срок) покидают спорт, либо начинают готовиться к "отмщению" на ринге, интенсифицируя физический тренинг, то есть опять-таки возвращаются на второй уровень. Кроме того, есть (и довольно часто встречаются) такие уникумы, которые вообще скатываются на первый уровень, то есть после освоения базового минимума техники (простой и комбинационной), тактики и стратегии (хотя это на первом уровне дается в небольшом объеме) прекращают поиски и начинают бесконечно шлифовать "коронки". Эта шлифовка - уже самоцель, а потому может продолжаться бесконечно. И единственные открытия в области боевых искусств, которые могут заинтересовать таких "фанатов" - это, естественно, тонкости и нюансы выполнения каких-либо дискретных технических действий - ударов (это чаще всего) с блоками, бросков (это, конечно, у борцов всех мастей), кувырков, падений и прочей вспомогательной техники. Кстати, ребята, которые уж очень активно тренируют всю это акробатику, часто вообще бросают боевые искусства и, гонимые "тягой к прекрасному", перекочевывают в гимнастику, брейкдэнс, капоэйру. Встречались мне самые запущенные формы - когда занимающиеся застревали на первом уровне, не выходя из него; то есть пришли в секцию и поехали - в киба-дачи стоим год, в дзенкуцу-дачи два, а уж сколько будем по отдельности цуки и гэри отрабатывать - так столько вообще не живут! И самое печальное - адепты подобных стилей обычно крепче всех цепляются за идею, что их долбление по макиваре, а то и в воздух - самая правильная техника, и школа их (секция, стиль) самые классные и эффективные.

Разочаровывать их - зряшная трата времени, которого никогда не бывает в избытке. Умные люди сами разберутся, где школа, а где - шелуха, прикрывающая недостаточную квалификацию инструктора. Но с технической точки зрения, высказанной Ю.Ю. Сенчуковым, наиболее эффективной является не та система, у которой возраст больше, а та, которая позволяет среднестатистическому человеку нанести своему оппоненту в минимальный промежуток времени максимальное количество травм и повреждений. Причем в поисках этой закономерности совершенно излишне гоняться за экзотикой (типа такого стиля ушу, из всех представителей которого остался единственный усохший дед-сморчок с метровой бородой). И необходимо принимать во внимание что, реальная эффективность техники основывается на универсальной синтетичности системы, а также на взаимозаменяемости ее составляющих. То есть нужно быть в состоянии в экстремальной ситуации полагаться не на логику, которая затормаживает скорость реакции, а на интуицию и двигательную память. Такое состояние обеспечивается в большой мере автоматизмом, кроме того, пониманием ситуации в целом и гибкого мышления, т.е. скоростью реакции, умением отделить главное от второстепенного, способностью осознать нюансы и тонкости и принять их к сведению, а также способностью менять приоритеты в минимальный отрезок времени и т.д.). Участие логики ограничено не только потому что она замедляет реакцию, но и из-за стресса. Но выход есть - так как система довольно универсальна то и элементы ее взаимозаменяемы, а, значит, в сознании удерживаются не конкретные "приемчики", а общие направления, которые ведут к конечной цели. Например, если боец во время групповой драки, в которой он участвует не по своей воле, имеет одно общее направление - вырваться из окружения по возможности с наименьшим количеством полученных травм, то психика человека, настроенного на подобные проявления, способна задавать телу такие двигательные программы, которые сравнимы с сложнейшими акробатическими трюками, что вкупе со здоровой дозой адреналина обеспечивает подлинные чудеса силы, ловкости, гибкости и человек впоследствии сам не вполне верит в то, что совершил. Следовательно, главное - это ДУХ, и для боя главная составляющая этого понятия - соответствующий психический настрой.

Отдельный разговор о том, какое значение имеет психотренинг как средство достижения подлинного бойцовского духа на каждом из уровней. В канонических стилях обучение с седой древности начинали именно с психотренинга, с духовной подготовленности ученика к тому, что ему дают в руки страшное оружие, а, следовательно, необходимо поставить себя выше тех ситуаций, где применение искусства может иметь непоправимые последствия. Те времена давно минули. Сейчас полным ходом развивается информационный обмен, в ущерб традициям, а посему изучать этот аспект требуется как бы сзади наперед. В наши дни люди приходят в секции и школы боевых искусств не для того, чтобы приобрести новые человеческие качества - духовное благородство, чистоту помыслов, честность, дружелюбие, любовь к окружающим и прочее, а чтобы научиться в кратчайшие сроки калечить людей, причем как с целью защиты, так и с целью нападения. Сейчас в цене в первую очередь эффективность техник, а уже намного позже умение правильно жить, одной из основ чего является психотренинг, познание этико-философских аспектов и т.д. Но до этапа развития гармоничной личности доходит совсем немного людей,а большинство застревает на первом, физическом, этапе. Очень жаль, но ничего не сделаешь против воли человека.

Приступим к распределению. На первом уровне, естественно, на психотренинг либо вообще не уделяется времени, либо уделяется ничтожно мало. Опять же, в семье не без урода - есть тренера, которые сажают учеников в дзадзэн и заставляют "медитировать", даже не удосужившись объяснить ученикам, что такое медитация, зачем она нужна, как правильно медитировать, к чему это приведет и какие цели необходимо перед собой ставить. Само собой разумеется, что от такой практики "никакой пользы, окромя вреда". Кроме того, на первом уровне ментальный тренинг не является жизненно важным, но практиковать его хотя бы в небольшом объеме совершенно необходимо. Как - смотри выше, иначе силовое насаждение этого вызовет исключительно стойкое отвращение к предмету.

На втором уровне уже подразумевается определенный творческий подход ученика к практике, свое понимание того, что нужнее в данный момент, поэтому особое значение здесь приобретает ментальный тренинг. К сожалению, приходится констатировать факт, что в жизни картина второго уровня немногим отличается от первого , что может привести к ряду проблем. Самая главная из них - на втором уровне ученик уже владеет довольно мощной и опасной, а к тому же еще и неплохо освоенной комбинационной техникой, которая является опасным оружием, а психика ученика еще не готова к "ношению и применению". Поэтому на данном этапе уже необходимо понять сущность и значение психотренинга и ввести его в обязательном порядке в тренировочный процесс. Есть еще один нюанс - именно находясь на втором уровне, ученик балансирует между боевым искусством и спортом и чему отдать предпочтение - в этом как раз важность психотренинга.

На третьем уровне ментальный тренинг совершенно необходим, так как его чаще всего используют в целях восстановления, а человеку, который находится под влиянием стресса или только что освободился от воздействия стрессовых факторов, восстановление как раз и требуется. На этом уровне более важен именно ментальный тренинг, чем физический или технический. Необходимо глубокое переосмысление всего предыдущего пути бойца, осознание реальных приоритетов. На третьем уровне зачастую и происходит качественное преобразование "бойца" в "воина". А если восстановление происходит без участия психотренинга, то в большинстве случаев ученик, оценив свои плюсы и минусы в том явлении, которое привело к выходу на третий уровень, возвращается на второй уровень, пополняя когорту спортсменов. Поэтому третий уровень является очень важным для роста ученика, как говорится в пословице "из трудной молодости добрые князья вырастают".

И, наконец, на четвертом уровне вмешательство извне уже не нужно так, как раньше. Для человека (он уже далеко не ученик, но не обязательно мастер) характерен творческий подход к занятиям, его освоение боевого искусства превратилось в Путь Боевых Искусств, значение ментального тренинга для такого практикующего ничуть не меньше, чем "техники" и "физухи". Здесь также встречаются всевозможные ответвления, но они не столь важны,так как мастерство неуклонно растет и приобретает индивидуальный характер, то есть на данном уровне уже "техника для человека", а не "человек для техники". В общем, четвертый уровень - это уровень Воина или даже Мастера, он является наиболее продуктивным в плане понимания и осознания своего места в жизни. И боевое искусство, практикуемое на четвертом уровне, имеет наиболее  эффективное проявление и реальное значение».4


1 Федерация Дзюдо Москвы: Философия дзюдо (http://www.judo-moscow.ru/judo/filosofiya_judo/)
2 Иссин Будо Ренсей Додзё (http://www.rensei.org/pages/articles/saniku.htm)
3 Андрей Кочергин. Мужик с топором. Изд-во «Крылов», 2008 г. с. 206-207.
4 Сайт Александра Гоплякова (http://www.alexfight.narod.ru/Articles/Development_in_MA.html)

АНОНСЫ

1

В ближайшее время состоится то -то 

Подробнее...

НОВОСТИ

1

03-04.07.2014г.

Подробнее...

 

1

30.05-01.06.2014г.

Подробнее...

 

 Команда Мугенкай  Фотогалерея  Видеогалерея
ES6tTedDaX8 kolag kino
  ПОЧЕМУ МУГЕНКАЙ?

 

Приходя в Клуб Мугенкай, Вы попадаете в энергичную, располагающую к тренировкам атмосферу.

   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ


aiki 9556 web

"Свобода от стереотипов" - девиз, заложенный в основу додзё МУГЕНКАЙ. Мы прикладываем силы, чтобы быть позитивной частью Вашего дня, а каждый приход в клуб был результативным и интересным. Мы ежедневно работаем, повышая качество методики преподавания и расширяя кругозор и видение комплексного боевого искусства. Наше видение айкидо выходит далеко за рамки базовых форм, результативность которых умерла с уходом времен самураев с катаной в доспехах. Мы обращаемся к истокам айкидо — элементам техник айки-дзюцу, дзю-дзюцу, делая акцент на работу против свободной ударной техники рук и ног, включаем техники грэпплинга. Сегодня многое из этого арсенала можно увидеть в подготовке и соревнованиях нынешних бойцов ММА (Mixed Martial Arts, Смешанные Боевые Искусства). Отдельные занятия мы посвящаем техникам против свободной атаки ножом, палкой, не забывая и экзаменационные ката с бокеном (деревянный меч) и дзё (палка).